Как люди скачивали игры с радио тридцать лет назад

Попалась на глаза одна статья, всколыхнувшая в душе пласт воспоминаний о детстве.

Переведу ее, вдруг еще кому-нибудь будет интересно почитать про историю 🙂

Передача данных по воздуху 30 лет назад :)))

featured-620x349

Вечер понедельника, Бристоль, июль 1983. Ваши родители внизу смотрят телевизор, пока вы прячетесь в спальне под предлогом выполнения домашнего задания. На самом деле вы склонились над магнитофоном, лихорадочно ожидая…

Вас пробивает дрожь, когда голос из радио говорит: «А сейчас наступил момент, которого вы все ждали…»

Звучит щелчок, когда вы зажимаете одновременно кнопки записи и проигрывания, а мгновением позже комнату наполняет металлический скрип.

Это радиошоу Datarama, а вы участвуете в первой в Великобритании попытке передачи компьютерной программы через радио. Джо Тозеродин из организаторов передачи, вспоминает, как все начиналось: «Я думаю, что это был просто один из тех моментов, когда вы понимаете, что программа домашнего компьютера является просто звуком на кассете. Почему бы не передавать его по радио? Это показалось классной идеей«.

Вот такие примерно звуки и были переданы по радио — загрузка компьютерной программы на ПК Sinclair Spectrum.

Джо был одним из первых пользователей домашних компьютеров, начав программировать с 6502 Tangerine, ZX80 Spectrum и BBC с 1979. Также он работал в Бристоле на Radio West с 1981 года. Джо вспоминает: «Станция была очень заинтересована в это время предоставлять какой-либо контент в «непиковые» часы. Вместе с Тимом Лионе, главным инженером, мы предложили выпускать еженедельную радиопередачу для пользователей домашних ПК с уникальной особенностью передачи компьютерной программы через эфир. В то время компьютерные программы хранились на магнитофонных кассетах. Так появилась Datarama, но до июля 1983 года и четвертого эпизода передачи у радиостанции не было разрешения на передачу компьютерных данных.

Какую программу Джо и Тим выбрали для передачи в течение этой трансляции? Они решили остановиться на фотографии Шерил Лэдд (одной из ангелов Чарли), взятой из издания 1975 в Evening Standard.

Джо хорошо помнит тот момент, когда лицо Шерил передавалось над юго-западной частью Англии: «Ночь была захватывающая. Я написал графический код фотографии Шерил Лэдд, программа была небольшой и могла легко воспроизвестись на на BBC и ZX81. Было потрясающе попробовать передать изображение по радио. Мы сделали несколько тестовых передач сигнала во время профилактических работ и обнаружили, что в диапазоне AM изображение передается лучше, чем в FM. В назначенный час записанная программа была передана по радио, все сработало как часы и, ВАУ, на экранах была черно-белая фотография Шерил Лэдд в разрешении 40×80 пикселей псевдографики (текстовыми символами)«.

cherly

Джо вспоминает: «если быть честным, передать программу по радио было довольно просто, почти как нажать кнопку Play». «Скорости передачи данных на кассете в то время были настолько низкими, может быть, несколько сотен бит в секунду, так что это работало.» Слушатели быстро оценили передачу, и довольно скоро Джо и Тим стали передавать все виды программ, которые они успевали писать для передачи, в том числе мини-игры и приложение, которое переводило ввод данных с клавиатуры в азбуку Морзе. Первоначально они посылали программы для BBC Micro и ZX81, но позже они расширили список на Commodores, Dragons, Forth-based ПК и всего остального, что было в это время.

Тайком от Тима и Джо, в нескольких милях вверх по дороге в Вустер Саймон Н. Гудвин также экспериментирует в передаче компьютерных программ в эфире. Саймон писал игры и статьи для журналов о домашних ПК с 1979 года, а в 1983 году его игра Gold Mine для ZX Spectrum вошла в Top 20 всех компьютерных игр. Он был также одним из ведущих радиопередачи «Компьютерный клуб» на радио Wyvern, и в декабре 1983 года написал анимированную «рождественскую открытку» на BASIC, которую разослал слушателям передачи.

Открытка была разослана в двух версиях: для Sinclair Spectrum и для Tandy TRS-80, обе с музыкой и танцующими оленямиСмогли ли слушатели скачать открытку? «Она работала у некоторых людей«, говорит Саймон, «но не у всех, особенно версия TRS-80, который была более чувствительна к ошибкам, хоть и загружала данные на треть медленнее, чем Spectrum ZX). В отличие от Джо и Тима Саймон обнаружил, что, как и следовало ожидать, при большей используемой полосе пропускания, слушатели были более успешными в загрузке на FM, а не на AM.

800px-TRS-80_Model_I_-_Rechnermuseum_Cropped

А вот так выглядел TRS-80.

Симон подошел с идеей для передачи рождественской открытки, прочитав статью в Personal Computer World о голландской радиостанции, передающей ASCII-текст программ. Тем не менее, оказывается, что голландцы начали передачу компьютерных программ гораздо раньше, чем в 1983: отечественное радио-шоу Hobbyscope (или Hobbyscoop дать ему свою голландский название) передавал код в эфир еще в 1980 году.
Действительно, Hobbyscoop передавал программы на протяжении 1980-х годов, и создатели шоу даже придумали способ избежать вещания программы несколько раз для каждого отдельного домашнего компьютера. Решением был формат BASICODE, который мог быть загружен на любом домашнем компьютере, работающем под BASIC, если пользователь предварительно запускал программу трансляции.

Великобритания и Голландия были не единственными странами, развлекающимися передачей программ по радио — фактически, этим развлекалась вся Европа.

В Финляндии, Кай Р. Лехтонен был вдохновлен голландскими передачами и попытался сделать нечто подобное на общественном радио YLE. В 1985 году его команда выпустила в эфир программу, которая была загружена в 600 км от станции.
Зоран Модли, который вел шоу «Вентилятор 202» на радио Белграда, подошла к редактору компьютерного журнала Galaksija с идеей отправки программы Spectrum в эфир. Зоран помнит первое вещание: «И я, и моя команда были очень рады. Я должен был сообщить техникам радио Белград, которые были на дежурстве у отдаленных радиопередатчиков, что в течение следующих нескольких минут будет передаваться шипение и рычание :). Обычные слушатели были удивлены и спрашивали: «Что это сумасшедший делает?» Но те, кто врубился, взволнованно связывались нами по телефону, чтобы сказать, что они успешно загрузили программу на своих компьютерах!»

kuk-feat

На фотографии Зоран Модли с двумя коллегами в 1984м.

С 1983 по 1986 Зоран передал около 150 компьютерных программ, большинство из которых были отправлены ему от его преданных и восторженных слушателей. Там были программы для математических расчетов, краткие образовательные программы, мини-энциклопедии, простые игры и даже симулятор полета. Передачи стали настолько популярны, что национальное телевидение Белград даже показало их по своей программе «Sunday Afternoon», так что каждый уик-энд в течение двух месяцев зрителей угощали оглушительный грохот и визг единиц и нулей.


Только дискеты смогли остановить это безумие с передачей данных по радио. 🙂

С приходом 16-битных домашних компьютеров в конце 80-х годов, аудиокассеты стали вещью из прошлого. А широкое распространение Wi-Fi в 21-м веке сделало беспроводную загрузку снова возможной. Даже если аудиокассеты каким-то образом возродятся в качестве устройства для хранения данных, современные игры настолько огромны, что это займет значительно больше, чем пара минут, чтобы транслировать их.


Как заключает сотрудник Codemasters Саймон Н. Гудвин: «Если бы мы попытались транслировать GRID для PS3, Windows или Xbox 360 в «TRS-80» кассетном формате, это бы заняло около четырех лет и потребовало для записи кассеты, что в 2 миллиона раз более емкая, чтобы записать результат. Так что в следующий раз, когда вы расстроены тем, как медленно игра загружается, просто будьте благодарны судьбе, что вы не загружаете ее на кассету с радио» 🙂

Запись опубликована в рубрике Новости с метками . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *